Страницы

понедельник, 6 марта 2023 г.

Квест по Третьяковке

Всем привет!
Расскажу про свою великую затею "Как сделать первое знакомство с музеем интересным"😄. Помню, один мой универский приятель неоднократно жаловался, что в детстве его буквально затаскали по всяким культурным местам, отчего в его 20-летнем возрасте он музеи тихо ненавидел. Вот интересно, водит он сейчас туда своих детей или ненависть перенеслась и во взрослую жизнь? Надеюсь, что все-таки водит:)

Короче, я такого не хочу, поэтому тщательно подготовилась:) К тому же, если вы помните, я пару лет как увлеклась искусством и полностью согласна с моим любимым петербургским историком Алексеем Пашковым, что картины - это не только эстетика. Намного интереснее рассматривать их, если знаешь всю подоплеку и скрытые символы:)
Итак, я отобрала 14 картин, которые, на мой взгляд, были бы интересны Ксюше, изучила историю их создания, нашла интересные факты, составила из всего этого квест и напечатала в виде книжечки. Такова была завязка: якобы Злой Фотоаппарт украл все краски с Волшебной палитры, потому что считает, что картины - это тьфу, все можно сфоткать. А картина между тем - отражение внутреннего мира художника☝😃 Поэтому Ксюше надо отыскать краски и сделать палитру снова яркой.

Вот мы таскаемся с книжечкой квеста:) Ксюша фоткается с лошадьми:) За каждую найденную картину полагается цветной кружочек для приклеивания на палитру и маленькое фото картины, которое мы вклеивали в книжечку.

Смысл квеста в следующем: в книжечке предлагаются вопросы на размышление и загадки. Например: найди на картине птицу, которая выписана очень мелко и с первого взгляда незаметна.  

Потом нужно решить задачку, чтобы определить, какой следующий зал. Например: Саврасов, который нарисовал эту картину "Грачи прилетели", родился в 1830 году. А какой это век? Идем в 19 зал.

В зале тоже не так-то просто было найти нужную картину:) Например, "Найди картину, на которгой наводнение, и развернись к ней спиной". 

Пока я изучала картины, сама узнала множество интересного. Начали мы с "Девочки в маковом венке" Кипренского. Очаровательная малышка, но из неблагополучной семьи. Художник даже помог устроить ее в приют при монастыре, а через десяток лет, когда девочка выросла, разыскал ее и женился. К сожалению, брак продлился всего три месяца (!) - молодой муж скончался от  воспаления легких, даже не успев увидеть дочь, родившуюся уже после его смерти. 

Другой пример, Аленушка Васнецова. Никакого отношения к сказке она не имеет - на картине изображена сиротка, юродивая. Оказывается, дети-сироты, которых не забирал никто из родственников, вынуждены были кормиться на всех дворах деревни, и всего до 12 лет, а дальше зарабатывай как знаешь. Кто кусок хлеба даст, а кто и прогонит, да еще побьет. Такие дети зачастую чувстовали себя изгоями, не принадлежащими обычному миру. Отсюда сломленная психика: вполне вероятно, что девочка сидит на берегу ручья или болотца и размышляет, а не утопиться ли от такой милой жизни. Обратите внимание на ее взгляд... Мрачный пейзаж, кстати, тоже подчеркивает настроение, но если приглядеться, можно заметить на ветке стайку ласточек. И вот они-то и даруют надежду на лучшее...

А вот на картине Пукирева "Неравный брак" есть... призраки!👻 Приглядитесь: слева от жениха и над головой священника можно разглядеть двух старушек во флердоранже. Делать им на свадьбе явно нечего, взгляды недобрые, да и, как пишут, не могли они стоять на таких местах - не принято было гостям прижиматься к жениху, а уж тем более к духовному лицу. Так что, судя по всему, это две жены противного старика, которых он уже успел уморить и скоро примется за третью - заплаканную молоденькую девушку, которой не довелость выйти замуж за самого художника, написавшего картину. Трагедии из жизни.

А вот " Явление Христа народу". В ней масса всего интересного: например, зеленое лицо человека на на переднем плане. Почему зеленое? Потому что это раб, у него еще веревка на шее. Есть версия, что лица таким людям специально красили: если захочет сбежать, далеко не уйдет, сразу опознают беглого. А вот старик слева вылезает из реки, бедра обмотаны серой тряпкой. А отражение в воде - тряпка красная! Если изучить эскизы, видно, что изначально его наряд красный, выходит, художник перерисовал цвет уже в последний момент, а отражение то ли не успел, то ли забыл. Но самое потрясшее меня - это кучка крошечных людей, которых и не разглядеть в ветках деревьев! Если не знаешь - в жизни не заметишь. На переднем плане большинство людей еще не уверовали до конца, сомневаются, лица напряженные. А вот маленькая толпа - это христиане из будущего! 

А как вам факт, что "Русалки" ... не могли висеть в хорошо освещенном месте? Их соседи "Грачи" падали со стены из-за негативной энергетики, молодые девушки-посетительницы сходили с ума и бросались в воду, по ночам слышалось пение, а многие чувствовали усталость и прохладу, веяющую от картины👻😄

А Васнецов, например, писал своих Богатырей 27 лет, картина путешествовала с ним повсюду, и родные художника вспоминают, что она была для них как извечный предмет обстановки: как чайник, потолок, стены:))) А когда картина уже оказалась в Третьяковке, Васнецов, не в силах с ней расстаться, бегал с кисточками и что-то дорисовывал:))

А вот история картины "Тройка" грустная, но светлая. Полотно само по себе весьма невеселое. А главный натурщик - мальчик по центру - скончался через три года после того, как позировал. Его мать разыскала художника, насобирала денег - хотела выкупить картину, но та была уже в Третьяковке. Женщину пустили туда побыть с сыном, а потом Перов нарисовал и отправил ей портрет мальчика.

Большинство фактов я почерпнула у замечательной Оксаны Копенкиной в ее Дневнике живописи. Автор пишет очень простым языком и очень интересно, горячо рекомендую!
В честь успешного прохождения квеста ребенку было вручено мемо "Картины русских художников":

А в бибилиотеке я специально к нашему посещению музея взялу книгу стихов. Усачев - гений! Описал множество картин стихотворениями, причем явно читал про них те же статьи, что и я:)))

Книгу мы изучали по пути домой в электричке, а потом Ксюша даже взяла ее в школу, чтобы читать в их "минутки чтения". 

Подытожим: Ксюша не просто посмотрела картины, а занималась их увлекательными поисками, узнала необычные подробности, пробовала поразмышлять, а потом получила игру, с которой можно вспоминать посещение галереи, и книгу, в которой те же картины обыгрываются с помощью рифм. Поход в Третьяковку должен однозначно запомниться!

Забавно, что, когда я планировала поездку, я рассчитывала эдак часа на полтора максимум. Когда мы нашли всего лишь шестую картину, я посмотрела на часы и обнаружила, что это время почти пролетело😱 Ксюша уже стала уставать, поэтому в каждом зале мы усаживались на банкетку😁 При этом тяга к дальнейшим поискам, к  моему удивлению, не ослабла. Квест наш проходил только по второму этажу (18-19 век) и, когда он подошел к концу, я для очистки совести сообщила ребенку, что есть еще первый этаж, но предложила туда не ходить и на этом закончить. Ни фига🙈😄 Мы прошли все, правда, уже побыстрее. Не заглянули только в древнерусское искусство, но там я пока почти ничего не понимаю :)
Васнецов "Три царевны подземного царства". Картина о... светлом будущем угольной промышленности!
Ее символизирует царевна в черном :)

В общем, от дверей до дверей наше посещение Третьяковской галереи длилось три часа (сама в шоке😄). Поразила меня очередь в музей - чтобы просто попасть внутрь с уже имеющимися на руках электронными билетами, мы стояли минут десять, медленно передвигаясь по улице (как раз стоял морозец -17:))). А ведь был будний день, час дня, правда, школьные каникулы, но далеко не все учатся триместрами. Мне кажется, 13-14 лет назад, когда я последний раз была в Третьяковке, такого ажиотажа там не наблюдалось. 
Впечатления от похода в музей мы отлакировали пирожными в ближайшей кафешке:)

В графе "культурная программа для младшиз школьников" ставлю жирную галочку:)

25 комментариев:

  1. Ой, Надя я в культурном шоке! Как здорово ты все придумала, я бы сама себе твой квест напечатала для себя! Половину таких подробностей я не знала. Единственное что знала, это про "Явление Христа народу" и то благодаря тому, что когда сама в детстве была в Третьяковке в какой-то момент мы увязались за экскурсоводом, сели на банкетку и внимательно слушали. Я вообще думаю, что с экскурсоводом посещать музеи намного интереснее, чем просто так пробежать. Либо ходить именно как ты, подготовленным. Я мечтаю своих детей вывезти в Москву по самым крупным музеям и Третьяковка маст хэв.
    Ксюша молодчина, 3 часа!!! выдержала, да еще и с заданиями. Вот это вклад в культурное будущее ребенка без сомнения! Надя ты молодец! Я думаю на этом даже зарабатывать можно, придумать несколько мини-квестов на посещение музея, чтобы не просто так ходить, а со смыслом. Так действительно из обилия информации можно действительно что-то запомнить надолго и получить впечатления. Даже взрослым зашло бы! Я уверена!
    Помню когда я была в галерее меня именно захлестнуло обилие всего, много картин я знала, так как у нас были книги с репродукциями, но многое видела впервые и потом все как-то слилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, да я все это узнала в процессе подготовки нашего похода)) о, если будете в Москве, я вам перешлю свой квест😀 но вообще круто было бы встретиться, конечно 😀
      Да, я вот поэтому и отобрала 14 картин, и то много как-то. Но не идти же ради 6, например )))
      А квестов, кстати, в музеях много, но выгодно это делать с экскурсовод, группой, чтоб с каждого тысячи по 1.5 брать. А такие, для индивидуального использования, мне кажется ни музею, ни издательство особо выгодно не будет 🤷‍♀️.
      Спасибо!

      Удалить
  2. Надежда, ну какая же Вы - умница. Такой замечательный квест подготовила. Понятно, что цель благородная и для своего же ребенка, но это сколько времени на подготовку ушло! Впрочем, оно - интерес ребенка к искусству и к познанию, того стоило.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Времени ушло очень много, сама идея-то возникла 1.5 года назад, и все это время я периодически что-то делала: составляла список, искала информацию, сочиняла сам квест. Не постоянно, конечно, а "приступаии")) но это так интересно! Поиск затягивает, и в итоге обнаруживаешь себя же читающий подробную биографию художника) так что я рада, что и сама узнала много нового, надеюсь, мой энтузиазм передался и дочери)

      Удалить
  3. Надя, никогда не встречала такого серьезного и правильного подхода к посещению музея с ребенком. Да и не с ребенком тоже. Ты просто мать года в хорошем смысле этого слова. А год то только начался. Какие чудеса ждут твоих девчонок впереди?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это ж все-таки Третьяковка, к ней нельзя относиться легкомысленно😄 хотелось, конечно, чтобы первое впечатление оказалось хорошим, может, заложит на всю жизнь стремление изучать искусство 🙃 спасибо большое!

      Удалить
  4. Надя, овации!!!! С огромным интересом прочитала весь пост, спасибо!!! Подход очень серьезный и вместе тем интересный!!! Ещё раз спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Квест по Третьяковке, вот это да! Я в восторге!
    Я сама с детства обожаю картинные галереи, так что я и без квеста это дело люблю, но, Надя, ты совершенно права, не все такие. А вот с интересной игрой поход в музей точно запомнится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Надеюсь, что наш поход Ксюше запомнится надолго)

      Удалить
  6. Примите моё восхищение, Надежда. У Ваших девочек счастливая судьба: такой серьёзный, продуманный и творческий подход к их развитию. Читала Ваше сообщение с телефона, не поленилась увеличить фотографии, чтобы прочитать часть вопросов квеста. У Вас несомненный талант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Людмила Алексеевна! Очень приятно!

      Удалить
  7. Надя, я в восторге от твоего рассказа!!! Ты молодчина, так основательно подготовилась!!! Как повезло Ксюше, это посещение Третьяковской галереи ей запомнится на всю жизнь!!! Будет своим детям рассказывать, как это было!!! Очень интересно и увлекательно получилось!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Надя, присоединяюсь ко всему вышесказанному. Это очень увлекательно и интересно, для ребенка очень полезным ты сделала квест. Столько творчества и новых знаний для Ксюши. Да и сама расширила кругозор..молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лиля! Даже не знаю, что послужило большим стимулом: желание образовать ребёнка или собственный интерес)) наверно, все же второе, плюс возможность поделиться всем узнанным )))

      Удалить
  9. Чудесно! Обожаю Третьяковку.

    ОтветитьУдалить
  10. Оооо, жирная галочка с плюсом и маме и дочке! Я в ауте!
    Думаю, при таком серьёзном подходе посещение Третьяковки точно запомнится. Думаю, у Ксюши будет непреодолимое желание возвращаться туда снова и снова! И она, конечно, молодчина.
    В Третьяковке у гардероба тоже есть кафе, можно немного посидеть, отвлечься, а потом продолжить. Но обычно, вторая серия получается уже смазанной. Поэтому хорошо, что сразу одним махом 3 часа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Наташа! Да, кафе я видела, но решила все-таки отдельно куда-то зайти- очень уж там люди мельтешат) вообще огромное количество посетителей, люди тянутся к культуре! По-хорошему, надо вторую серию по нижнему этажу устроить😀 думаю, ещё приедем в третьяковку)

      Удалить
  11. Классный поход получился! И главное - столько интересного о картинах!

    ОтветитьУдалить
  12. Надюша, я добралась наконец до комментирования. Уже несколько дней пребываю в культурном шоке... Как же здорово ты всё это придумала. Вот чего не хватает всей нашей переформатированной системе образования - желания донести до обучающихся знания. Учителей жалко, завалены любой работой, кроме непосредственно обучения. Ну какая же ты молодец, как здорово ты всё это обыграла. Верно сказано, во всем нужно начинать с себя. Сама все узнала, переработала, донесла адаптированную информацию до ребенка. Восторг, овации и цветы)))). Книжка со стихами Усачева у нас тоже есть, но вот так донести до ребенка я бы не смогла))). Кстати об Эрмитаже у него стихи тоже есть, нам привозила подружка в подарок. Можно начинать планировать и туда поход)))) И мои несмолкающие восторги и овации твоему уму и желанию!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо огромное, Вероника!! Не говори, у учителей столько посторонних обязанностей, что удивительно, как им вообще удаётся вести уроки🙈 да, комментарии улетели в спам, а я вот только вспомнила, что надо папку спама прошерстить.

      Удалить
  13. Видимо, слишком много комментирую, уходят в спам мои комменты)))

    ОтветитьУдалить

Я очень рада вашим комментариям!