Всем привет!
В недавнем посте про жизнь посте я обещала подробнее рассказать про балет - выполняю обещанное:) Оговорюсь, что в Москву на балет я не ездила более 2 лет из-за некоторых мелких товарищей, поэтому будут мои сплошные восторги, нудный анализ действия, и, если вы интересуетесь искусством - интересные ссылки во второй половине поста.
...Обожаю Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко! Казалось бы, Москва большая, но вот посмотреть балет или оперу особо-то и негде, кроме него😃 В Большом - сами понимаете, какие цены; раньше мы часто бывали в Новой опере, но там совершенно перестали устраивать премьеры, смотреть по пятому разу не хочется. В Кремлевском балете тоже как-то тухловато с премьерами... Есть еще некоторые балетные коллективы, но в основном они кочуют по разным сценам и не имеют своего оркестра, а это уже не то.
Так что катаемся мы по привычной дорожке до Чеховской, а там за угол - и на Большую Дмитровку:) Театр начинается с вешалки, и за годы походов мы уже вычислили, что лучше всего раздеваться в малом гардеробе, о котором не постоянные посетители, возможно, даже и не знают:) После окончания спектакля там всегда немного народу, а всех гардеробщиков уже знаешь в лицо:)
А это буфет. Раньше, помнится, в доковидные времена, столики были натыканы куда гуще, эх...Еще мы заметили, что раньше количество нарядных дам было куда больше - и в вечерних платьях многие приходили, с открытой спиной, например - очень красиво! Предположили, что с намордниками на лице вечерние платья уже не смотрятся😥
...миниатюрные макеты декораций...
Старые фотографии вызвали в этот раз мой особенный интерес:) Так любопытно разглядывать лица, вроде бы - ну чем мы поменялись меньше, чем за 100 лет! Ан нет, дело не только в прическах и костюмах... В чем-то еще, возможно в ритме жизни... В том, что мир сжался, количество информации возросло в разы, и мы уже привыкли ничему не удивляться, вечно спеша... Минутка лирики:)
Еще парочка видов театра, и перейдем непосредственно к постановке. Зрительный зал - билеты мы всегда берем на балконе, партер, увы, недоступен по цене:) А с балкона прекрасно все видно и замечательный общий план:)
А теперь - к действию! Смотрели мы балет "Сильфида", сюжет довольно простой и незатейливый: молодой шотландец Джеймс собирается жениться на прекрасной девушке Эффи, но местная колдунья предсказывает, что она выйдет замуж за другого. Джеймс выталкивает ее из дома, но в итоге все происходит, как сказала ведьма: жениху является дух воздуха Сильфида, и, не в силах устоять перед ее чарами, он отправляется за ней, покинув свою невесту. Это первое действие, в нем широко используются вариации на тему шотландского народного танца, декорации демонстрируют старинную шотландскую обстановку, мужчины наряжены в килты, женщины в клетчатые платья, очень все красиво.
Во втором действии в основном танцы Сильфиды и ее подружек, ну и Джеймса, конечно, который пытается ухватить дух воздуха, но она постоянно ускальзывает. А кончается все тем, что обиженная колдунья подсовывает Джеймсу волшебный шарфик, которым он опутывает Сильфиду, и - бац - ее крылышки отваливаются, летать она больше не может и погибает. Джеймс в отчаянии, а тут еще, чтобы окончательно его добить, на заднем плане весело марширует свадебная процессия: Эффи вышла замуж за друга своего бывшего жениха.
На фото уже сцена поклона, конечно, снимать во время действия не разрешается, но и здесь прекрасно видны декорации, зачарованный лес - как живой! Мне вообще показалось, что в спектакле намеренно использовали максимально классические костюмы, декорации, танцы и даже почти отсутствовали модные последнее время спецэффекты - ну разве что дым пустили на сцене и изобразили прожекторами раскаты грома. А на перекладинах балерины летали под потолком, по-моему, испокон веков:)
Балет красивый - невероятно! Особенно потрясающе передана природа Сильфиды как духа, как духа именно воздуха - она парит над сценой, порхает, передвигается не на ногах, а словно действительно засчет крылышек... Эффект достигается и техническими приемами, и поддержками партнера, и костюмом - эфемерным белым платьем, которое само похоже на колыхание воздуха, и противопоставлением платьев невесты Джеймса (что может быть более земным, чем красное клетчатое платье?:)) и Сильфиды в сцене, где они танцуют па-де-труа с самим женихом. Кстати, выглядит платье главной героини почти в точности, как около 200 лет назад:
Сюжет я вам описала, как наивный и романический, какой мог родиться только в 18 веке, в романтический период искусства:) Это мы с мамой обсудили еще до спектакля, читая либретто. Но не все так просто. Во время первого действия меня не покидала навязчивая мысль, что Сильфида выступает как аллегория греха, а Джеймс, соответственно, как простой человек, который борется, борется с искушением, но, не в силах противостоять ему, сам движется к собственной гибели. Сильфида - абсолютно очаровательное искушение, но чрезвычайно приставучее и оччень соблазнительное, ну примерно как мысли о бутерброде с сыром в 11 часов вечера. Как ни старайся им противостоять, а в итоге обнаруживаешь себя радостно чавкающей за кухонным столом😂
Причем если в первом действии Сильфида, несмотря на всю свою прелесть, меня ужасно раздражала - ну что она привязалась к бедному парню?! То во втором ее сущность стала яснее - невинное дитя, живущее в свое удовольствие, порхающее на крылышках, совершенно не задумывающееся о бренностях этого мира:) На нее даже обижаться нельзя за соблазн - ну такая уж она есть, по своей природе.
А еще ее нельзя приручить, ограничить свободу - она создана для того, чтобы восторгаться ею, любоваться, просто смотреть снизу на небо... Это как бабочки - прикосновение к крыльям для них смертельно... Все это навеяло мне мысли о людях-манипуляторах, например, о властных матерях или супругах, которые подавляют своих детей/жен/мужей, не давая им раскрыться в полной мере. Да что там манипуляторы, можно и из лучших побуждений неосторожным словом или собственным страхом на корню обрубить путь человека к мечте, обрезать крылья! А уж тем более ребенка...
И, наконец, третий смысл, который я вынесла из представления - погоня за иллюзорной мечтой нередко может обернуться трагедией, и только потом уже осознаешь, что оказалось потерянным... Только как распознать грань между реальностью и иллюзией?
...Все эти размышления пришли мне в голову не просто так - раньше я так глубоко не задумывалась над спектаклями, смотрела их как красивую картинку. Ответственность за смену образа мыслей целиком и полностью возлагаю на Алексея Пашкова - питерского историка и искусствоведа, лекции которого я увлеченно слушаю с начала осени и который несколько перевернул мое мировоззрение:)
Подсадила меня на Алексея подруга - за что ей горячая благодарность! Летом в нашем девичьем чате зашел разговор об искусстве - а точнее, я стала сочинять для Ксюши квест по Третьяковке и поделилась информацией об одной из картин с подругами. До Третьяковки мы до сих пор не доехали, квест лежит в набросках, зато я теперь запоем слушаю лекции о картинах и не только. У Алексея есть курсы лекций для детей и взрослых - об античном искусстве, о русских художниках, я пока изучаю раннехристианское и средневековое. Все эти полотна, мимо которых я всегда пробегала в картинных галереях - распятие Христа, крещение Христа, какие-то библейские сцены, ничего непонятно, и особо неинтересно. Так вот Алексей как раз рассказывает о "тайном" языке, на котором написаны все эти картины! Главное в них - символика, и если ее хорошо знать, то "чтение" картины напоминает настоящий детектив, захватывающе! От души рекомендую подписаться на его группу или ютуб-канал.
Поскольку изучать христианское искусство без знания Библии невозможно, я обратилась к той же подруге Светке, которая более подкована в данном вопросе:) И узнала от нее о существовании польского писателя Зенона Косидовского, писавшего в 70-90гг о Ветхом и Новом завете с точки зрения исторической достоверности.
Подкрепляя научными данными, Косидовский показывает, что Библия - это сборник мифов и легенд народов мира, переплетенный с историческими фактами. В принципе, книги написаны, дабы укрепить атеизм в гражданах и разоблачить все "сказки" о Христе, но, как по мне, - это не навязчиво, а читать страшно интересно! И в принципе верующим это совершенно не помешает продолжать веровать:) Вообще, по моему убеждению, существует некий мировой разум или высшая энергия, и любому человеку надо стараться, выражаясь детским языком, вести себя хорошо сообразно морально-этическим нормам, внося свой добрый энергетический вклад в эту мировую энергию. И не столь существенно, кто ему будет помогать - Христос, Аллах, Будда или собственная совесть.
Но знать Библию хотя бы для расширения кругозора и возможности в полной мере наслаждаться искусством - безусловно, стоит. Дочитаю Косидовского и постараюсть осилить хоть одно Евангелие, а еще интересно было бы почитать Апокалипсис. Пока что поделюсь наиболее поразившим меня фактами-разоблачениями из книги о Ветхом завете - "Библейские сказания". Помните историю о Моисее и неопалимой купине? Господь разговаривал с Моисеем, спустившись к нему в виде огня - куст был охвачен огнем, но не сгорел. Косидовский утверждает, что в тамошней местности существует растение, содержащее большое количество эфирных масел - при сильной жаре эти масла испаряются и вспыхивают. Вот, мол, и все чудо...
Я, наверно, надоела уже вам со своими рассказами про Косидовского, так что быстренько поделюсь еще несколькими познавательными ссылками.
Подписавшись на Алексея, я наткнулась на рекламу сообщества его друга Юрия Нежинского - он также питерский историк, и у него тоже очень интересные посты:
Кроме того - спасибо, Наташа! - вчера я послушала парочку рекомендованных ею подкастов Насти Четвериковой: о "Крике" Мунка и о картине Левитана "Над вечным покоем". В целом мне понравилось, единственный минус - перебор сленга🙈. Серия подкастов называется "Искусство для пацанчиков", я понимаю, что проект предназначен для широкой аудитории и именно чтобы заинтересовать людей, далеких от искусства (как раз подобный благодарный отзыв прочитала, изучая информацию о проекте), но мне ужасно режут слух "чуваки", "бабло" и прочее в рассказах о художниках. Но если постараться не обращать внимания, то - познавательно и интересно, человек говорит со знанием дела.
И, наконец, последняя ссылка, уже не об искусстве, но до кучи поделюсь, так как тоже познавательно:) Это журнал о России, в основном славянской, насколько я понимаю. Тоже интересно, например, там я с удивлением наткнулась на информацию о некой Голубиной книге, которая у славян считалась Книгой Книг, чуть ли не круче Библии. Притом это явно не фейк, эта книга написана Васнецовым на картине "Спящая царевна", а ведь он глубоко изучал тему...
А теперь вопрос к вам! Поделитесь, пожалуйста, ссылками на подобные группы, сообщества, каналы. Помимо изобразительного искусства меня очень интересует история музыки, балета, оперы.
Вообще интересная тема - искусство. По сути ведь оно не имеет никакой практической значимости, а как сильно привлекает людей. Наверно, потому что позволяет немного подняться над рамками обыденности, оторваться от работы, кастрюль, пробок, чтобы прикоснуться к возвышенному и получить ни с чем ни сравнимое удовольствие. За что вы любите искусство и какое направление больше всего?
Очень интересно, спасибо! Никогда не приходилось смотреть этот балет. А выводы из него очень верные. Очень часто благое мы видим только в иллюзии, на деле же все оказывается разочарованием.
ОтветитьУдалитьРада, что было интересно! Да, любопытно, что из произведения, созданного 200 лет назад, и по сей день можно сделать выводы, применимые к жизни:) Я тоже впервые смотрела этот балет:)
УдалитьНадя, огромное спасибо за пост! Восхитили твои размышления о смыслах спектакля! Я даже задумалась - я никогда так глубоко не копаю, а балетом вообще в основном наслаждаюсь танцем и костюмами.
ОтветитьУдалитьО, да! А лица-то на фото другие совсем! Ещё и моды последних лети, что уродуют девичьи лица((( добавляют существенной разницы (так сказать, интеллект на лице).
Надя, ты потрясающая! Столько всего успеваешь, стольким интересуешься! Каждый твой абзац достоин отдельного поста!
Мой ответ на твой вопрос в конце - полностью написан тобою в последнем предложении поста. Да, оторваться от обыденности, прикоснуться к прекрасному, получить удовольствие, порадовать взор и слух. А ещё искусство - как свидетель истории (как люди додумались, что ими двигало при создании произведений, для чего?) Мне нравится всё! Живопись, музыка, балет, прикладное, архитектура, скульптура, театр. Иногда сама себе удивляюсь, что принимаю и старинную и даже древнюю классику, и новенькое пусть и не до конца понимаемое мной.
Про Настю Четверикову добавлю. Конечно, пацанчики рассчитаны на далёких от искусства людей, причём молодых, она потрясающая тем, что пытается увлечь казалось бы потерянных. Лексика - специально такая, мне норм, потому что на работе слышу в разы ниже уровень. Но содержание потрясающее! Но я не об этом. У Насти есть потрясающие лекции и для детей. Она сотрудничает с "Прямой речью" (анонсы лекций https://www.pryamaya.ru/ но дорого очень). А ещё я однажды встречалась с Настей вживую по личному делу, и она классная!!!
Наташа, спасибо большое за комментарий! Ждала тебя, а то совсем уж расстроилась, такой длинный пост, а комментариев нет, неужели никому искусство не интересно))
УдалитьТак и я никогда так не копалась в балете, действительно мировоззрение немного поменялось )
Дааа, связь искусства и истории - этт необыкновенно, они неразрывны, а смысл картины может встать с ног на голову, если просто смотреть или знать историческую подоплеку))
Ты знаешь, я еще Настю послушала, и то ли втянулась, то ли в самых первых лекциях у нее больше этого сленга было, но сейчас мне почти ничего слух не режет, а она и правда классная! Посмотрю лекции для детей, спасибо!
Надя, мне всегда очень интересно! Даже не сомневайся. Просто не всегда сразу могу заглянуть.
УдалитьТы пиши, делись! И самой потом будет интересно вернуться почитать.
Я ещё отметила для себя книги Косидовского, мне жутко любопытно, но не перед Новым годом)))
Буду писать )) Косидовского вчера как раз домучила, надо сделать перерыв и почитать у него про Египет, подруга говорила, тоже очень интересно)
УдалитьОй, Надя, какая ты молодец! Очень интересная тема!
ОтветитьУдалитьНо сначала о балете! Какие красивые декорации, просто вау! Здорово выбраться после 2-ух лет в театр. Впрочем, я уже тоже почти два года в нем не была, ужасно хочется, но у нас снова все позакрывали.((( Когда уже это кончится.( Половина труппы нашего драмтеатра перебралась в Москву. У моей мамы каких только знакомств нет, так вот, тревожные звоночки она мне передает. А из-за того, что поуехали ведущие актеры, многие спектакли стали закрывать.
Интересно ты пересказала сюжет, я не знакома с этим балетом. И очень интересно было прочитать твои интерпретации. Мне в последнее время очень нравится перечитывать старую классику, а еще лучше легенды и сказания, и искать там символизм, второе и третье дно.)
Круто, что ты так плотно увлеклась искусством. Думаю, профессия искусствоведа как раз для тебя, ты натура утонченная, но при этом ты любишь докопаться дл истины.)
Я иногда читаю отрывочные статьи про художников и картины. А вот так систематизированно не слушала и не читала. Занятие это полезное, может не в прикладном смысле, зато кругозор расширяет. Плюс, эрудированные люди отлично тренируют мозг, помня разные тонкости и нюансы, и вполне могут отодвинуть деменцию.) Так что изучение искусства дело полезное. Опять же культурный уровень повышается.)
Вот ты написала, что многие люди в малейшую паузу хлопать начинают. Это еще что, тут недавно мальчик в театре с попкорном сидел на детском спектакле, я думала убью его мать. Как так то?
Ой, Лиза, не говори, с этими бесконечными локдаунами, то билеты не взять, то спектакли отменяют, на-до-е-ло! Надо же, как обидно, что артисты уезжают... Все дороги, блин, ведут в Москву, денег, видать больше платят:(
УдалитьЯ сама впервые познакомилась с этим балетом, и мне, кстати, тоже очень нравится читать легенды и что-то такое сказочное, народные предания - это может быть куда более захватывающе, чем литературные произведения:)))
Я уже думала, что надо было учиться на культуролога:))) Выучилась я на экономиста, а толку? по профессии не работала, и культурологом бы, скорее всего, не работала, зато училась бы в свое удовольствие:)))
Вот, полностью согласна и про эрудицию, и про деменцию, и про культурный уровень, и про кругозор. Я, правда, плохо запоминаю информацию, но, когда читаешь много, уже все равно потихоньку выстраивается картинка. И новые нейронные связи, как модно в последнее время говорить:)))
С попкорном - это сильно! Я как-то писала недавно, что в ДК на спектакле продавали попкорн в антракте, но это ж ДК, типа че с него взять-то:)) Вот что мне нравится в нашем любимом Стасике (Музыкальный Станиславского и Немировича-Данченко) - там смотрительницы-церберы, вежливо, но очень настойчиво заставляют выключать светящиеся экраны мобильных - подходят и шипят из прохода несознательным гражданам:))) и правильно делают!
Смотрительницы-церберы - это последний оплот культуры.=) Помню, когда я еще в музыкальную школу ходила, у нас перед концертом объявляли для родителей и гостей, что в перерывах никто не ходит, пакетами не шелестит, даже хлопать разрешалось исключительно по команде концертмейстера, чтобы в паузах как раз не начинали аплодировать. Хорошо раньше мобил не было.) И еще приговаривали, раз ты с места встаешь, то больше уже не приходишь.
УдалитьСейчас к сожалению эти простые правила не действуют. Особенно бесят родители, которые встают и уходят после того, как выступил их ребенок, прямо по середине того как выступает следующий. И еще сейчас фиг добьешься тишины в зале, пока выступает ребенок, особенно если соло. Может у нас в поселке общий уровень культуры низковат...
Такая глубокая тема... Я же говорю, тут надо заходить в гости, чтоб было достаточно времени, а я всё наскоками, прости) Культурная жизнь в нашем захолустье - увы, несбыточная мечта, до пандемии мы хотя бы на гастрольные спектакли в Энергодар ездили изредка, а сейчас вообще никуда... С интересом прочла пост, очень заинтересовала Голубиная книга.
ОтветитьУдалитьНаташ, я когда езжу на спектакли в Москву, почти каждый раз добрым словом вспоминаю деда, благодаря которому наша семья оказалась в Подмосковье - культурная жизнь здесь бьет ключом:) А изначально-то мамины родители с Дальнего Востока, дед был военным строителем, катался по стране, куда пошлют...
УдалитьПро Голубиную книгу тоже читала с большим удивлением...
Никогда не была в этом театре, видимо, потому, что не люблю балет, как и оперу, возможно, к своему стыду. Но сейчас не об этом. Сколько полезной информации для себя почерпнула, записала все рекомендации. Я немного придавлена этим годом и его заботами, в последнее время умышлено ухожу от чего то познавательного, тупо смотрю в свободное время рукодельные блоги, а очень зря. Я обязательно буду оставлять тебе интересные ресурсы если наткнусь. А пока спасибо за пробуждающую силу познания)))).
ОтветитьУдалитьБуду рада, если тебе пригодятся мои ссылки) я сама после написания этого поста что-то сдулась, к концу года накопилась усталость, и настя еще начала зажигать...
Удалить