суббота, 3 февраля 2024 г.

Иллюстрируем февраль

Всем привет!
Принесла вам стихотворение для фотооткрытий в феврале:) И это снова Пастернак - в прошлом году мы уже иллюстрировали его "Февраль! Достать чернил и плакать...", а в этом предлагаю:

Борис Пастернак
Свеча горела на столе

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Теперь, когда не надо составлять коллажи, можно не привязываться к длине стихотворения - и разгуляться. В этом месяце я намерена принять участие в иллюстрациях! 
А со стихотворением у меня связано воспоминание - когда мы проходили его в школе, наша учительница русского и литературы Таисия Николаевна включала нам запись Аллы Пугачевой, исполняющей его. Это врезалось в память - тишина в классе, прекрасный голос и прекрасные слова. Уже спустя годы мы все поняли, что учительница нам досталась необыкновенная: она была пожилой, очень опытной, очень строгой, что называется - старой закалки. Перед уроками все тряслись:) В старших классах на русском обычным делом была такая ситуация:
- Так, Иванов, иди к моему столу! 
А на столе 5 учебников - от 5 до 9 класса (в 10-11 уже правил по русскому не было, что ли? все прошли? не помню). 
- Ну, Иванов, выбирай учебник (перемешивает их).
Трясущийся Иванов:
- Второй снизу.
- Так, теперь называй страницу.
- 72.
- Ну, рассказывай, Иванов, правило написания прилагательных слитно или через дефис! 
Это я условно, не помню, было ли такое правило - но общая картина понятна, да?:)
По литературе было круче: по основным поэтам - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и т.д. - мы должны были за какой-то период выучить по 25 стихотворений - по каждому поэту. Часть из них была обязательна по программе, а остальные - какие нравятся. Все, конечно, искали самые коротенькие:)) Потом следовала экзекуция - учеников поочередно вызывали на ковер к столу со списком, и Таисия Николаевна называла наугад номер - и если не выучил!..
Зато - помню, как в классе читали по ролям, как разыгрывали сценки из литературных произведений. Например, я была Софьей из "Горе от ума" в роскошном наряде: у мамы был красивый черный шелковый халат, мне привязали подушки по бокам, наверно, надели еще какую-то юбку, и получилось роскошное пышное платье:) В наше время, скорее всего, костюм был бы куплен на вб, ну а 20 лет назад придумывали сами:) Несколько девчонок играли Фамусова, Молчалина, Чацкого - рисовали себе усы, надевали какие-то жилетки:)) Переодевались в туалете:) Таких сценок было несколько - ученики делились на группы, и каждый разыгрывал какую-то часть. Конечно, учили реплики наизусть, большое количество стихов...
Ну а потом - Таисия Николаевна откидывалась на стуле и своим низким голосом произносила: "Я в театре!" - и начиналось представление:) 
Это было действительно очень здорово, "Горе от ума" я помню весьма неплохо, мы по нему еще выписывали все эти фразочки, которые ушли в народ на долгие годы, вплоть до нашего времени: "с чувством, с толком, с расстановкой", "счастливые часов не наблюдают" и т.д. 
Эх, прямо золотые школьные годы:) Давненько я не вспоминала те времена, а в них было много хорошего:) А еще хочу сказать, что такие Учителя с большой буквы попадаются не часто, не всегда можно оценить их в режиме реального времени, будучи ребенком, но зато потом именно они вспоминатся с большим теплом и уважением. 

Я разошлась:) А теперь давайте составлю список участников январского стихотворения:
Первый раз мы иллюстрируем в таком формате - без общей галереи. Что тоже интересно, потому что можно сравнить разные впечатления разных участников. Спасибо всем!

9 комментариев:

  1. Надя, про Учителя очень отозвалось! И запоминать стихи - очень полезно, как и разыгрывать сценки, перевоплощаться. У нас была практика на уроках русской литературы - стихотворные пятиминутки. Но не классиков, а то, что понравится. Я помню, учила стихи из отрывного календаря. Хорошее стихотворение для фотоиллюстраций.

    ОтветитьУдалить
  2. Надя,какой полёт для фотографий!
    О эта школа))У нас тоже были строгие и старой закалки учителя))
    Но чтоб знать 25 стихотворений одного автора,я бы не выучила столько)

    ОтветитьУдалить
  3. Ах, какой у нас был учитель русского и литературы! У него свой театр при школе был. И костюмы к постановкам из городского театра были. Настоящие! У него был двойной кабинет, там, в запертой части хранились пленки, и нам показывали отрывки из фильмов по классическим произведениям, у учителя был пульт управления на рабочем столе: опускались шторы блэкаут, включалась музыка или кино. Мы устраивали "суды" над персонажами из книг, разыгрывали сцены и много чего еще. Я помню, что легче было сказать, что ты не готов к уроку, чем пропустить его :). В выпускных классах русского языка в программе не было, был факультатив. Еще у него была фотостудия своя в школе, там тоже вечно куча детворы тусовалась, училась проявлять и печатать фотографии. В общем это был Учитель. Потом его пригласили директором - поднимать одну из школ до уровня лицея.

    Стихотворение февраля классное :))). Не знаю, будет ли снег... Но уж свечку-то найдем :)))

    ОтветитьУдалить
  4. Надя, с интересом прочитала твои воспоминания об уроках русского и литературы. Да, учителя старой закалки - это мощно.
    Стих сложный, где-то свечу надо искать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привлекла к фотоиллюстрациям своих ребят и даже свечки у невестки попросила. Мой февраль ЗДЕСЬ

      Удалить
  5. У нашей учительницы по лит-ре тоже был свой театр в школе, но она туда в основном брала учеников из своего класса, где была классной, а мы (параллельный класс) были у неё так себе, в отличие от тех "талантов". Я не очень её любила за такой подход. Зато в училище у меня была такая учительница! ТАКАЯ!!! Она нам читала Блока и Цветаеву, Ахматову и Пастернака, Маяковского. Читала так, что было слышно, как бьются наши сердца. Все с открытыми ртами сидели, и часто с закрытыми глазами. И нас учила, помню, как мы стихотворные строчки с карандашом раскладывали по паузам и интонациям. Сейчас не очень хорошо уже помню, что надо и как, но иногда тянет что-нибудь "почитать" на публику))))

    ОтветитьУдалить
  6. Мой февраль тут. https://proctiiweshi.blogspot.com/2024/02/blog-post_29.html?m=1

    ОтветитьУдалить

Я очень рада вашим комментариям!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...